Меня зовут Евгений Фурин, я продакт-менеджер и бывший стартапер.
В World of Warcraft — игру, о которой будет говорится в статье — я играю с 2008 года, правда увлечение носит эпизодичный характер: один или два раза в год я оплачиваю подписку, чтобы посмотреть, что там новенького и поиграть в свое удовольствие. На этом все и заканчивается.
Будучи школьником, играющим после уроков, я и не задумывался, что в офисе Blizzard (разработчика игры) кто-то умный специально ломает голову, как же удержать пользователей и заставить их платить как можно дольше.
Чуть позже, став основателем стартапа, я занимался самообразованием и поверхностно касался темы Retention. Но почему-то по-прежнему не соотносил популярность и доходность World of Warcraft и методики удержания. А между тем, о Retention писались книжки, статьи, строились гипотезы и делались выводы. Правда, до сих пор в мире никто серьезно не исследовал тему игр с продуктовой точки зрения.
Еще позже, став основателем провалившегося стартапа, начал подумывать о карьере продакт-менеджера. Сути работы я не понимал, но очаровывало описание обязанностей в вакансиях и обещаемый уровень зарплаты. Я начал рассылать резюме в предвкушении быстрого трудоустройства.
Довольно быстро рынок поставил меня на место. У меня не было релевантного опыта в большинстве из сфер, а мои знания в продакт-менеджменте были фрагментированы и обрывочны. Чаще всего я даже не проходил пресловутый HR-фильтр.
Шло время, я получал отказы, набивал шишки на собеседованиях и делал бесконечные тестовые. Но к трудоустройству так и не продвинулся.
Но не так давно мне подвернулась неплохая возможность. Аркадий Морейнис, широко известный в узких кругах человек, анонсировал запуск своей школы продакт-менеджеров
productschool.ru. Я почитывал Аркадия года с 2015, и мысли в то время у меня были примерно такие: «Товарищ пишет умно и интересно, но вот я все равно буду делать стартап по-своему». В итоге не взлетело, но это ладно.
В итоге я оказался среди тех, кто попал в набор. В процессе обучения получил как раз то, чего не хватало: упорядочил знания, что уже имелись и приобрел недостающие. В том числе и по теме Retention. Вот тут я и стал понимать, кто и почему зарабатывает на рынке больше всех.
В своем блоге Олег Якубенков высказывался: «Завладеть вниманием человека — очень сложная задача в современном мире. При этом с ней замечательно справляются популярные сериалы и игры». Это и навело меня на мысль, что неплохо бы разобраться, благодаря чему World of Warcraft удерживает Retention на стабильно высоком уровне.
А еще у меня есть знакомый (назовем его Вася), который играет в World of Warcraft столь же давно, что и я, но беспрерывно: его подписка всегда оплачена, а большую часть своего свободного времени он проводит в игре. Общение с ним стало для меня бесценным источником наблюдений и выводов для этой статьи.
Ниже я буду частенько возвращаться к Васе и его опыту использования продукта, иллюстрируя на его примере разные умозаключения.